About the Creator
 
 

 

Терминология / Хакама (Hakama)

Хакама – это широкие и длинные штаны, больше напоминающие юбку - деталь традиционного самурайского костюма, в наше время сохранившаяся как часть формы для занятий кобудо (воинскими искусствами). Основатель айкидо О Сенсей Морихей Уэсиба обязывал носить хакама с первой тренировки, даже тех, кто впервые ступил на татами, поскольку ги (привычное всем белое кимоно) – изначально всего лишь традиционная японская нижняя одежда. В настоящее время в школах айкидо хакама носят ученики, достигшие какого-то определенного уровня. Однако, женщинам позволяется носить хакама вне зависимости от степени мастерства — согласно японских правил приличия, женщина не должна показывать свои ноги кому попало.  

По некоторым сведениям, правило носить хакама только по достижении первого дана возникло все в той же Японии во время Второй мировой войны, когда пошив хакама стоил довольно дорого и ткань была в большом дефиците. Достигший первого дана считался уже достаточно посвятившим себя айкидо, чтобы приложить достаточные усилия и не пожалеть средств для этой детали одежды. В нашей федерации ношение хакама обязательно, начиная с третьего кю - априори, это уровень, характеризующий серьезность намерений ученика и желание заниматься дальше.  

Изначально хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, жесткого кустарника и тому подобных неприятностей. Например, ковбоями на Диком Западе для этой цели использовалась кожа, однако в Японии достать кожу было довольно сложно и дорого, поэтому с той же целью использовалась хакама из плотной ткани. После того, как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения хакама, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в бою давало некоторое преимущество, так как скрывало движения ног и вводило противника в затруднение - куда же в следующий момент будет двигаться самурай? 

Всего существовало четыре вида хакама:

Хакама с двумя штанинами используемая ныне в боевых искусствах – дзеба хакама, для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И носили этот вид хакама в основном самураи.

Для случаев, когда хакама излишне сковывала бы движения, либо не сочеталась бы с другими частями костюма, существовала укороченная версия, прикрывавшая ноги не полностью, а подобно шортам, если бы мы говорили о брюках.

Также существовала хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути это была просто длинная юбка.

И последняя разновидность хакама – полная противоположность второму типу. Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, надеваемая на аудиенции к сёгуну или императору. Она имела длину 3 – 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а  скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того, чтобы просто облачиться в неё, требовалась помощь по крайней мере одного человека.

Что символизирует хакама

У хакама 7 складок (5 спереди и 2 сзади), и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение. Морихей Уэсиба давал им следующие значения (в изложении Мицуги Саотомэ):

ДЗИН (доброжелательность), ГИ (честность, справедливость), РЭЙ (вежливость, этикет), ТИ (мудрость), СИН (искренность), ТЮ (верность, преданность), КО (почитание старших или благочестие).

Существует еще одна, довольно распространенная, трактовка: 

ЮКИ (храбрость, доблесть, мужество), ДЗИН (гуманность, милосердие, доброжелательность), ГИ (честность, справедливость), РЭЙ (вежливость, этикет), МАКОТО (искренность, честность), ТЮГИ (верность, преданность), МЭЙЁ (честь, достоинство, репутация)

Эти качества, согласно древнего кодекса Бусидо, должны присутствовать в каждом самурае, что делает его достойным своего звания. 

Из книги Мицугэ Саотомэ «Принципы Айкидо»

«В то время, когда я был учи деси у О Сенсея, каждый кто приходил на тренировки, был обязан надевать хакама с самого первого занятия. В то время не существовало каких-то стандарта для хакама, которую вы надевали, и додзё было очень пёстрым местом. Можно было увидеть хакама всех видов, всех цветов и качества, начиная с хакама для кен-до и полосатых хакама, используемых в японских танцах, до дорогих шелковых хакама, называемых сэндай-хира. Думаю, некоторым начинающим здорово попадало за то, что они протирали на коленях в суваривадза дорогие дедовские хакама, которые были предназначены для облачения исключительно в торжественных случаях и церемониях. 

Я очень хорошо помню день, когда я забыл свою хакама. Я уже приготовился вступить на татами, будучи одетым лишь в доги, когда О Сенсей остановил меня.

— Где твоя хакама? — спросил он строго. С чего это ты решил, что можешь получать инструкции от своего учителя, будучи одетым в нижнее бельё? У тебя есть чувство приличия? Ты, очевидно, потерял чувство должного отношения и этикета, необходимых тому, кто стремится к занятиям будо. Иди сядь с краю и наблюдай за занятиями! 

Это был лишь первый нагоняй из многих, которые я получил от О Сенсея. Однако мой поступок подтолкнул О сенсея к лекции о значении хакама, которую он провёл для своих учи деси после занятий. Он рассказал нам, что хакама была традиционным одеянием занимающихся кобудо, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас, почему хакама имеет семь складок. 

– Они символизируют семь добродетелей Будо, — сказал О Сенсей — Это дзин (доброжелательность), ги (честь или справедливость), рей (вежливость и этикет), чи (мудрость), син (искренность), чю (преданность) и ко (благочестие). Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо. Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые нам из поколения в поколение. Айкидо – порождение японского духа бусидо, и в наших занятиях мы должны стремиться к совершенствованию семи традиционных добродетелей. 

Сейчас большинство додзе Айкидо не следуют строгой политике О Сенсея в отношении хакама. Ее значение исказилось. Хакама превратилась из символа традиционной добродетели в символ положения юданся. Я посетил множество додзе в разных странах. Во многих местах, где хакама надевают только юданся, они потеряли свою скромность. Они относятся к хакама, как к призу за видимые достижения, как к символу своего превосходства. Подобное отношение делает церемонию поклона О Сенсею, которым мы начинаем и заканчиваем каждое занятие, издевательством над его памятью и искусством. 

Еще хуже, когда в некоторых додзе от женщин на уровне кю (и только от женщин) требуют надевать хакама якобы для того, чтобы защитить их скромность. Я считаю, что это оскорбление и дискриминация по отношению к женщинам-айкидокам. И я также считаю это оскорбительным для мужчин айкидок, потому что допускает низкий уровень мышления с их стороны, которому не место на татами Айкидо. 

Меня очень огорчает столь мелочное использование хакама. Кому-то она может показаться обычной одеждой, но я очень хорошо помню то огромное значение, которое О Сенсей придавал хакама. Я не могу отбросить значение этой одежды и полагаю, что никто не будет спорить об огромной ценности добродетелей, которые она символизирует. В своем додзе и входящих в ассоциацию школах я поощряю всех занимающихся надевать хакама независимо от ранга и уровня (я не требую этого до их первой аттестации, поскольку у большинства начинающих в Соединенных Штатах нет японских дедушек, у которых они могли бы одолжить хакама). Я полагаю, что облачение в хакама и знание ее значения помогают ученикам сохранять дух О Сенсея и сохранять живым его видение. 

Если мы позволим себе упустить важность значения хакама, то, возможно, мы также позволим кануть в вечность фундаменту духа Айкидо. С другой стороны, если мы верны пожеланиям О Сенсея относительно нашей тренировочной одежды, наш дух, возможно, будет более верным мечте, которой он посвятил свою жизнь». 

Как подобрать верный размер хакама

При покупке выбирайте хакама длинной до щиколотки. Если длиннее – будет путаться в ногах, короче тоже брать не стоит – после стирки она немного «сядет».

 Как надеть и сложить хакама

Поскольку додзё (зал, где проходят занятия) – место едва ли не священное, появляться там в грязном кимоно и мятой хакаме не совсем прилично. Хакама, имеущую ярко выраженные символичные складки, после занятий нужно аккуратно складывать, чтобы сохранить эти складки в первозданном порядке.  

Согласно древней традиции, которая кому-то может показаться дискриминацией по половому признаку, складывание одежды, в том числе и хакама, было уделом женщин, жен самураев. Приходя домой, самурай просто сбрасывал верхнюю одежду на пол со словами «Сверни это!» и утром получал ее в надлежащем виде. Сейчас этой традиции, наверное, мало кто придерживается.  

???????@Mail.ru


Условный проход: рзт 50.